Рынок овощей и фруктов Татарстана в условиях импортозамещения

Рынок овощей и фруктов Татарстана в условиях импортозамещения

С августа 2014 года Российская Федерация, в ответ на постановление Европейского Союза о введении в отношении РФ секторальных санкций, предприняла ответные меры. Сроком на один год российское правительство запретило ввоз в страну ряда товаров продовольственной категории из стран Запада. Под санкции попали такие товарные позиции, как замороженные, охлажденные, копчёные, соленые мясопродукты, молоко и молочные продукты, а также свежие овощи и фрукты из Канады, Австралии, Соединённых Штатов Америки, Европейского Союза и Норвегии. Год действия санкций в отношении поставки этих продуктов близится к завершению, но, судя по высказываниям высокопоставленных российских чиновников, отказываться от них Россия не собирается. Государственная политика протекционизма открывает новые возможности перед отечественными производителями. Сумеют ли они воспользоваться ими?

Рассмотрим ситуацию на конкретном регионе – Татарстане. В данной статье затронем один отраслевой рынок, оказывающий существенное влияние на продовольственную безопасность страны. Это рынок овощей и фруктов. К моменту введения санкций Татарстан обеспечивал себя плодоовощной продукцией лишь на 56% (данные сентября 2014 года). Только по картофелю республика в состоянии полностью закрыть все потребности своего рынка.

Напомним, что ситуация с потреблением овощей и фруктов в Российской Федерации далеко не благополучная. Множество исследований, проведённых институтом питания Российской академии медицинских наук, свидетельствует о недостаточности потребления овощей и фруктов российскими гражданами. Это приводит к массовому заболеванию гиповитаминозом детей и взрослых, а также развитию ряда других заболеваний, ухудшающих качество жизни.

Несмотря на программы развития отечественного овощеводства и садоводства, принятых на общегосударственном и региональных уровнях в «нулевых» годах, к моменту введения продовольственных санкций против западных стран, российские производители не смогли выправить ситуацию в сторону насыщения рынка качественными и недорогими овощами и фруктами. Было ли это отсутствием возможностей или недостатком инициативы на местах - определить трудно. Исследователи рынка овощей и фруктов обращали внимание на тот факт, что во многих регионах с благоприятными климатическими условиями имеется большое количество пустующих земель, которые пригодны для плодовощеводства. В числе таких регионов не раз упоминался и Татарстан.

Новые условия, в которые поставили отечественных производителей на рынке овощей и фруктов, существенно снизив конкуренцию, должны были придать импульс развитию стратегически важного для государства рынка. Посмотрим, что предприняли в Татарстане в этом направлении.

Уже в октябре 2014 года в Елабуге объявлено о создании в особой экономической зоне «Алабуга» так называемого города еды на базе резидента ООО «Белая Дача-Алабуга». Предполагается значительное увеличение производства салатов и овощной продукции, которая будет поставляться, в том числе и во все знаменитые рестораны McDonald’s, расположенные за Уралом.

К сожалению, большинство торговых сетей, работающих в Татарстане, не последовали примеру самой известной в мире сети ресторанов и не стали искать поставщиков плодоовощной продукции поблизости. Как международные ритейлеры – «Метро Кэш энд Керри» и «Ашан», так и российские «Магнит», «Лента», предпочитают искать поставщиков овощей и фруктов в тех странах, которые не попали под российские санкции. И никого не смущает, что в разгар сезона и сбора урожая в нашей стране на прилавках супермаркетов лежит редис из Израиля, картофель и морковь из Египта.

Бороться за свою продукцию, татарстанские производители решили, объединяясь в союзы. В декабре 2014 года была создана Ассоциация картофелеводов и овощеводов Республики Татарстан, поставившая себе целью развить производство и делиться успешными технологиями. А давно существующая республиканская Ассоциация фермеров и крестьянских подворий объявила в начале 2015 года об освоении новых видов деятельности – выращивании ягод и переработке овощей собственными силами.

В мае 2015 года стало известно ещё об одном масштабном проекте, который позволит не только наполнить рынок овощей и фруктов Татарстана, но и кардинально снизить зависимость всей России от поставок импортной плодоовощной продукции. Турецкий холдинг Mir Holding презентовал свой инвестиционный проект, предполагающий создание в особой экономической зоне «Алабуга» тепличного комплекса. Он займёт площадь в тысячу га. Новые теплицы будут оборудованы новейшими экологическими парниковыми системами. В течение семи лет теплицы смогут выйти на ежегодный уровень выращивания овощей и фруктов в размере 800 тысяч тонн. Продукцию планируют поставлять как в другие российские регионы, так и за рубеж. Новый комплекс, по расчётам специалистов, на 70% уменьшит потребности страны в импортных овощах и фруктах.

Перспективы можно назвать радужными. Есть шансы, что в наших магазинах вместо польских, китайских, голландских яблок, огурцов и помидоров, мы увидим свежие отечественные фрукты и овощи.

Автор: Ирина Авдеева