Рынок бытовой техники и электроники Татарстана в условиях кризиса

Бизнес >> 27.07.2015
Рынок бытовой техники и электроники Татарстана в условиях кризиса

Кризис, сотрясающий Российскую Федерацию с весны 2014 года, не мог не затронуть такой чутко реагирующий на все экономические явления рынок бытовой техники и электроники. Существенное падение доходов населения и рост безработицы привели к снижению покупательной способности.

Первые признаки спада на рынке быттехники и электроники проявились уже летом прошлого года. Если поначалу падение продаж можно было объяснить сезонными факторами – летом люди предпочитают тратить деньги на другие нужды, то к осени это объяснение уже не срабатывало. Обычно с начала сентября возобновлялся рост продаж бытовой техники, достигая пика к новогодним праздникам. В 2014 году такого не произошло, хотя торговые сети, занимающиеся продажами электроники и бытовой техники, летом и осенью 2014 года практически не повышали цены.

Началась череда закрытий или сворачивание небольших торговых сетей. Полностью прекратили деятельность достаточно крупные федеральные сети электроники «Белый ветер» и «Телемакс». Прочие федеральные сети изначально были настроены позитивно, их представители неоднократно заявляли о том, что кризис больше всего ударит по небольшим ритейлерам.

Назвать такой прогноз сбывшимся можно только наполовину. Действительно, по всей стране, в том числе в Татарстане, закрылось большое количество мелких торговых точек, реализующих бытовую технику и электронику. Но и крупные магазины были вынуждены сворачивать сеть и закрывать нерентабельные магазины. Так, в Татарстане из нескольких магазинов сети «Техносила» остался только один – в Казани. В Набережных Челнах прекратили работу все торговые точки этой сети. Последняя закрылась в марте 2015 года.

Не смог помочь продавцам быттехники и декабрьский покупательский бум в 2014 году, вызванный вовсе не преддверием праздников, а резкими скачками национальной валюты. Люди тогда в панике бросились закупать впрок нужную и ненужную технику и электронику. В «Техносиле» зафиксировали рост продаж на 50% по сравнению с предыдущим месяцем. Самыми покупаемыми товарами были холодильники и телевизоры. Этот ажиотажный спрос быстро выдохся, и начало 2015 года в большинстве сетей ознаменовалось существенным падением продаж. Так, представленная в Татарстане сеть «ДОМО» зафиксировала спад продаж на четверть в январе, и на 50% в феврале, в сравнении с соответствующими периодами прошлого года. А такая известная компания, как «М.Видео», наоборот, объявила о расширении, хотя в той же Казани жители города наблюдали, как огромный магазин этой сети сократил свою торговую площадь на улице Декабристов, поделившись территорией с продовольственным супермаркетом.

Нынешнюю ситуацию на рынке электроники и бытовой техники можно охарактеризовать как прекращение спада, но без признаков серьёзного оживления.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что возобновление роста продаж может произойти в сезон традиционного увеличения продаж – в сентябре–декабре 2015 года. В крупных торговых сетях ожидают к тому времени окончательного ухода с рынка мелких игроков. Часть сетей сосредоточилась на развитии своих онлайн-магазинов, видя в них перспективу расширения рынка. Сеть «Техносила» вообще объявила, что в ближайшие три года более половины всех продаж сети будет происходить через интернет-магазины.

Что касается онлайн-продаж бытовой техники и электроники, то этот рынок полностью движется по пути оффлайн-магазинов. Мелкие интернет-магазины разоряются, крупные удерживаются на плаву в ожидании лучших времён.

Чего ожидать в такой ситуации покупателям? Прежде всего, представители всех сетей предупреждают о росте цен. До весны 2015 года цены менялись незначительно благодаря товарным запасам, закупленным ещё во времена другого соотношения курса рубля к доллару и евро. Дальнейший рост цен вполне оправдан, хотя, как обычно, стабилизация курса рубля вовсе не привела к его прекращению в торговых сетях.

Нужно заметить, что многие европейские и азиатские бренды (Samsung, LG, Philips и другие) давно уже имеют сборочное производство в России. Соответственно, цены на такие товары не должны быть настолько жёстко привязаны к курсу валюты. С начала года большинство продавцов бытовой техники и электроники подняли цены на 20-40% и прогнозируют ещё больший рост. В ближайшие месяцы по их оценкам цены вырастут ещё на 10–20%. Как видим, динамика свидетельствует об определённом замедлении роста цен, хотя, как на них отразятся очередные курсовые скачки, ещё неизвестно.

Эксперты сходятся во мнении, что лучше всего будет продаваться недорогая и несложная бытовая техника. Что же касается новомодных гаджетов, компьютеров и техники премиум-класса, то ожидать повышения спроса здесь не стоит. Большинство людей перешли на реальную оценку своих финансовых возможностей и мало кто тратит кругленькую сумму или берёт кредит, чтобы приобрести очередную суперновинку. Некоторые обнадёживающие для рынка признаки выявляют социологические исследования. Так, согласно их данным лишь пятая часть потенциальных покупателей готовы отказаться от покупки новой бытовой техники или электроники из-за кризиса, а порядка 65% планируют в этом году приобрести что-либо из товаров вышеуказанных групп. Оправдаются ли ожидания и прогнозы торговых сетей и социологов, станет ясно уже осенью.

Автор: Ирина Авдеева