Проблемы пассажирских и грузовых авиаперевозок в Республике Татарстан

Финансы >> 18.07.2015
Проблемы пассажирских и грузовых авиаперевозок в Республике Татарстан

Перед авиаперевозчиками Татарстана все чаще возникает вопрос рентабельности грузовых и пассажирских перевозок. Происходит это по нескольким причинам, но главная из них – финансовая.

Техническое обслуживание в аэропортах растет в цене по несколько раз в год, а учитывая, что цена на керосин тоже постоянно увеличивается и ведет к подорожанию билетов на авиарейсы, сохранить окупаемость воздушного транспорта становится все сложнее. Кроме того, проблемы возникают и у других перевозчиков (автомобильных, морских, железнодорожных), которые также пытаются решить вопрос своей рентабельности, а значит, конкуренция только растет.

Кроме того, в Татарстане всегда присутствовала проблема устаревшего авиатранспорта, который не обновлялся уже длительное время. Современные самолеты, разработанные с учетом инновационных технологий, потребляют гораздо меньше топлива, чем старые. В авиапарке республики сейчас большинство грузовых самолетов, которые были выпущены еще в СССР, а тогда ни об экологии, ни о стоимости топлива особо не задумывались. Никто не уделял внимания и экономичности двигателей. Сейчас не только в Татарстане, но и во всей России, практически нет специализированных грузовых самолетов. Их функцию выполняют "старички" Ил-76, которые тоже давно устарели. Их ввели в эксплуатацию еще в 70-ых годах прошлого века.

Все эти проблемы приводят к тому, что грузовым авиакомпаниям приходится искать пути оптимизации авиаперевозок. Это можно сделать двумя путями: либо уменьшить стоимость авиаперевозок, либо заставить самолеты летать быстрее. Если найти нечто среднее между этими двумя пунктами, можно будет вздохнуть спокойно. Но, пока, этот вопрос не решен.

В последнее время распространение получил интермодальный метод перевозок, суть которого сводится к тому, что грузы доставляются в указанный аэропорт, а после перевозятся адресату железнодорожным или автотранспортом. Но проблема в том, что уже сейчас все звенья этой цепочки максимально оптимизированы и придумать что-то новое пока никто не сумел.

Правительство республики приоритетной задачей считает не вопрос оптимизации грузовых авиаперевозок, а вопрос увеличения пассажирских. Именно поэтому в рамках развития республики на текущий год отдельным пунктом стоит повышение пассажиропотока. В пассажирских перевозках проблемы возникли поле того, как прекратила своё существование авиакомпания "Ак Барс Аэро", по причине чего аэропорт Казани лишился многих авиарейсов, что существенно уменьшило пассажиропоток. Частично эту проблему поможет решить открытие новой авиакомпании "ЮВТ-Авиа", которую будет поддерживать "Татнефть", но рейсы нового авиаперевозчика будут обслуживать в основном регионы России.

В авиационной отрасли Татарстана постоянно принимаются меры для преодоления экономического кризиса. Это касается оптимизации численности персонала, отмены неприбыльных рейсов, а также освоение неохваченных регионов, с которыми Татарстан пока не работал. Государство принимает меры, чтобы не сокращать субсидирование авиаперевозок, так как именно субсидии помогают выжить многим авиаперевозчикам региона.

В таких условиях небольшим авиакомпаниям пришлось уйти с рынка авиаперевозок Татарстана. Выжить смогли только крупные. Мелким перевозчикам делать выплаты по долларовому лизингу при рублевой выручке стало почти невозможно, так как после выплаты заработных плат сотрудникам и необходимых трат на обслуживание самолетов, денег практически не оставалось.

За первый квартал 2015 года пассажиропоток авиакомпаний страны уменьшился на 2,3%, и прежде всего это коснулось международных рейсов. В Татарстане за первые пять месяцев текущего года пассажиропоток снизился на 18%.

Сейчас ведется серьезная работа по разным направлениям, касающимся грузовых и пассажирских авиаперевозок. В частности, объявлен ряд тендеров, касающихся всевозможных услуг. Сюда входит и поиск компаний, которые смогут организовать полеты на воздушных судах, и работу международного аэропорта или какого-то отдельного терминала. На сегодняшний день подобных тендеров по Татарстану объявлено 167, а значит, работа по оптимизации деятельности ведется, и из всех компаний, предлагающих свои услуги, можно выбрать достойнейшую.

Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация привела к тому, что многим рейсам пришлось прекратить свою работу. В начале года отменили рейсы в Пензу, Москву и Хельсинки. Позже некоторые из них вернули, например, в Хельсинки. Причиной стало повышение цен на билеты еще в начале года на 30%. Люди не могли себе позволить покупать такие дорогие билеты, тем более что при общем росте цен, зарплаты так и не повысились. Единственная категория людей, которые как пользовались услугами авиакомпаний, так и продолжают пользоваться, – бизнесмены, так как для деловых людей авиатранспорт по-прежнему является основным, и не имеет альтернативы, особенно когда речь идет о перемещении на дальние расстояния.

Автор: freestate