Александр Кифак на инвестиционном форуме, часть 2

Финансы >> 24.09.2015
Александр Кифак на инвестиционном форуме, часть 2

По мнению адвоката Александра Николаевича Кифака http://www.odessit.ua/news/odessa/11526-aleksandr-kifak-vlast-dala-pozitivnyy-signal-biznesu.html, недостатками концессии являются:

1) Одинаковая формула расчёта концессионных платежей для «brown-field» концессии (концессии под модернизацию уже имеющихся объектов инфраструктуры) и «green-field» концессии (концессии под строительство «с нуля»), тогда как во всём мире эти два вида концессии регулируются по-разному, что объясняется их совершенно разной экономической подоплёкой;

2) Неадекватная сложность концессионной процедуры (в числе прочих действий требуется согласование с Кабинетом Министров Украины);

3) Невозможность привлечения кредитов под залог объекта концессии (поскольку объект концессии: независимо от того - строится с нуля или модернизируется - в любом случае является собственностью государства), либо прав концессионера по договору концессии (невозможность замены концессионера из-за сложной процедуры концессии).

«В результате таких несовершенств законодательства, по состоянию на сегодняшний день еще не один концессионный проект в портовой отрасли реализован не был. Зачатки реализации имели место в порту Южный, однако за 2 года этот проект особо не продвинулся», - считает А.Н. Кифак.

Что касается аренды в портах, Александр Николаевич Кифак отметил: «Практика показывает, что если сегодня в какой-то форме и можно реализовать инвестиционный проект в портах, то это аренда (на практике после 2008 года ни одна другая форма реализована не была).

Недостаток аренды в том, что она не предполагает создание новых объектов инфраструктуры, а позволяет лишь улучшить имеющиеся».

При этом адвокат отметил, что процедура согласования улучшений объекта аренды не отличается своей рациональностью: требует от арендатора предоставления Фонду государственного имущества (как арендодателю) и Министерству инфраструктуры (как органу управления) проектно-сметной документации и экспертизы ее сметной части - весьма специфичного документа, разработка которого, помимо того, что является отнюдь не дешёвым удовольствием, имеет смысл уже на стадии подготовки к строительству - когда принципиальное согласие получено.

На практике получить представление о сущности улучшений, составе и объёме работ можно и из других документов (описания улучшений, технико-экономического обоснования и т.д.), тогда как проектно-сметная документация, ориентированная на соблюдение строительных норм и правил, для принципиального согласования едва ли имеет необходимое значение.

По мнению юриста, в контексте аренды и любого строительства одним из самых актуальных вопросов остаётся право пользования (аренды) землёй в портах как обязательное условие для оформления разрешительной документации на выполнение строительных работ: в предыдущие годы взять в аренду землю в порту - несмотря на законодательную возможность - было невозможно по причине политического табу. Как следствие, земля фактически использовалась инвестором вместе с арендуемым объектом (без возможности что-либо достраивать), а бюджет не получал поступлений от платы за землю (арендная плата за землю минимум в три раза выше земельного налога, который платят порты как землепользователи).

«В последние годы наметилась позитивная тенденция: Министерство инфраструктуры стало согласовывать отвод земли для аренды в портах. Важно поддерживать и развивать эту тенденцию», - отметил адвокат А.Н. Кифак.