Зачем читать детям вслух?

Культура >> 10.10.2016
Зачем читать детям вслух?

Каждый заботливый родитель на вопрос «зачем читать детям вслух?» без раздумий может ответить «чтобы приучать детей к чтению». Все правильно. А еще верно то, что сейчас существует множество вариантов выгодных для родителей «заменителей» их голоса. Например, дети могут посмотреть телепередачи, прослушать аудиокассеты или диски, включить онлайн трансляцию. В конце концов, почитать книжку сами. Тогда где искать ответ на такой замысловатый вопрос? Давайте попробуем сегодня «копнуть» поглубже.

Что наша жизнь?


В наше время и дети, и их родители перегружены разного рода информацией. И это правда. Судите сами: с конца XX столетия и по сей день, в век динамично развивающихся информационных технологий и коммуникационных возможностей, человеческое сознание находится под постоянной атакой: рекламные слоганы, картинки из рекламных роликов, нескончаемый поток новостей из уст дикторов. Исследователи в 90-е годы прошлого века даже ввели термин «клиповое сознание», чтобы охарактеризовать нашу жизнь, которая подобна музыкальному клипу. Посмотрел, получил впечатления и… забыл.

Взрослым заниматься с детьми всегда некогда – эта истина проста. Но в вопросе читать детям или не читать родители должны выбросить из своего лексикона выражение «подожди, малыш, я занят». Да, намного проще усадить ребенка перед телевизором и, выбрав его любимый канал с мультиками, заняться своими делами. Авось, почитаем в следующий раз, когда посвободнее будем. Но когда же?

Как приучить ребенка к книгам?


Родители для детей – первые учителя. Родителям суждено заложить первые кирпичики в фундамент сознания детей. От родителей, в первую очередь, зависит, научится ли ребенок напрягать серое вещество, то есть думать, мыслить, фантазировать, и будет ли у ребенка всю жизнь желание получать новые знания, искать ответы на вопросы. К тому же не обязательно покупать ребёнку новые книги, ведь есть детские библиотеки, где собрано множество литературных произведений: как классика, так и современные издания.

Но получение знаний, словарный запас и воображение напрямую зависят от того, как много читают ребенку и как много читает ребенок сам. Сколько времени вы намерены ждать, пока малыш подрастет? Год, три или пять лет? Чтение вслух будет полезно даже грудничку. Малыш многого не понимает – это так, но зато во время чтения он видит выражение лица взрослого, мимику, начинает осознавать тембр голоса и различные присущие ему интонационные нотки. То есть в младенческом возрасте через книгу идет общение ребенка и родителей на эмоциональном уровне.

В возрасте год-полтора дети начинают подражать взрослым, пытаются держать книгу в руках, рассматривать картинки, перелистывать страницы. Это время нельзя упустить! Наполните мир ребенка детскими сказками или короткими историями – в прозе или в стихах, с многочисленными повторами.

Для дошколят, с их фантастической способностью воображать, чтение вместе с родителями – это один из важнейших семейных ритуалов в жизни. Не отталкивайте малыша, который просит сегодня почитать! Это ваше интимное, родное, неповторимое. Некоторые лингвисты утверждают, что приобщить детей к изучению родного языка, пониманию и любви к родной речи можно как раз в промежутке 5-7 лет, то есть в период так называемого «языкового окна».

Очень хорошо читать книги по ролям, разыгрывать сценки – во время чтения или после, обсуждать с детьми прочитанное, пробовать вылепить персонажей или создавать иллюстрации.

Польза от чтения вместе с детьми


Радуйтесь любой возможности читать детям! Это может быть, всего-навсего, 15 минут в день перед сном или несколько часов во время проливного дождя на даче. Но постарайтесь за этот срок получить радость от общения, раскрыть себя нового своему ребенку.

Есть много причин, почему этому стоит уделять внимание.
  • Чтение вслух для детей помогает развить воображение. Если ребенок «вживается» в историю, становится не просто слушателем, а и участником тоже, то он словно попадает в иной мир, где воображение бесконечно.
  • Чтение способствует пополнению словарного запаса. Ребенок узнает новые слова, понимает их смысл, активно пользуется ими в своей речи. Со временем он сможет цитировать прочитанное, что очень украсит и обогатит его лексикон.
  • Чтение стимулирует развитие образного мышления. Попросите ребенка пересказать историю на свой лад, неожиданно поэкспериментировать с сюжетом. Например, пускай Колобок сбежит от Лисы.
  • Чтение книг помогает проводить параллели с реальным миром и разобраться, что есть добро и что есть зло, дает возможность задуматься над своими житейскими трудностями.
  • Чтение с родителями приучает детей к работе с книгой, к бережному отношению с главным источником информации.
  • Чтение книги дает возможность сравнить, сопоставить прочитанную историю с экранизированной в мультфильме или кинофильме.

Литература «посложнее» для детей от 2,5 до 6 лет


Народные сказки про животных «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Петушок – Золотой гребешок», «Мужик и медведь», «Лисичка-сестричка и Серый волк». Корней Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр». Самуил Маршак «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Про все на свете», «Три зверолова», «Шалтай-Болтай», «Дом, который построил Джек». Басни Сергея Михалкова. Рассказы Михаила Зощенко. Валентина Осеева «Волшебное слово».

Забавная и приключенческая литература для детей от 5 до 8 лет


Николай Носов : «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Дружок», «Фантазеры», «Телефон». Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Джанни Родари «Приключения Чипполино», «Путешествие Голубой стрелы». Эдуард Успенский «Каникулы в Простоквашино». Рассказы Михаила Пришвина, Николая Грибачева, Виталия Бианки, Павла Бажова, Астрид Линдгрена. Сказки братьев Гримм, Шарля Перро, а также арабские, индийские, японские.