Выбор эффективной методики преподавания онлайн

Культура >> 29.04.2017
Выбор эффективной методики преподавания онлайн

В век повсеместного распространения интернета, тотального дефицита времени, необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень или осваивать новые дисциплины или профессии не мудрена востребованность и популярность системы дистанционного образования. Разрабатывается и совершенствуется методика преподавания онлайн различных предметов и дисциплин для лиц разных возрастных категорий и уровня подготовки.

Но так ли разнятся цели, формы и методы преподавания онлайн и «в живую»?

Сравнение СДО и традиционного обучения


При обеих системах обучения преподаватель в первую очередь оценивает уровень подготовленности своих учащихся, степень их мотивации, личностные характеристики. По форме взаимодействия учителя и учащихся различают три основных метода преподавания:
  • пассивный - метод, при котором ведущая роль отводится преподавателю, он может изложить большой объем нового материала, а учащиеся выступают пассивным звеном получающим знания.
  • активный- метод, при котором и учитель и слушатели в равной степени взаимодействуют как с учителем, так и между собой в процессе получения новых знаний.
  • интерактивный – метод, еще более ставящий на первое место взаимодействие между обучающимися, преподаватель отводится роль наблюдателя, он только ставит задачи, составляет план и направляет процесс познания в определенное русло.
Очевидно, что все три метода могут применятся при любой системе преподавания. Наиболее приемлемыми, особенно для взрослой аудитории, при онлайн преподавании зарекомендовали первый и второй методы. При пассивном методе преподавании онлайн можно использовать лекции преподавателя, записанные ранее по теме урока, а контроль осуществлять системой тестов или небольших домашних заданий, предполагающих внимательное прослушивание предоставленного материала. Активный метод позволяет получить взаимодействие со всеми участниками процесса обучения не зависимо от места их нахождения и степени коммуникабельности. Очень результативно выполнять небольшие задания и тут же их проверять всем вместе или разбить обучаемых на пары, группы, чтобы они проверяли выполненные работы друг у друга.

При любых методах преподавания одной из самых действенных мотиваций является проверка усвоения знаний и выполнения домашних заданий или промежуточных тестов.

Особенности преподавания онлайн


При составлении групп приходится учитывать, что обучаемые могут быть абсолютно разного возраста: от школьников старших классов до пенсионеров. Соответственно нужно делать скидки на степень владения компьютером и разницей в системе преподнесения материала в процессе обучения в тот или иной период времени. Наука и преподавание не стоят на месте! Так же нужно учитывать откуда ваши студенты, из какого региона и временного пояса. Скомпонуйте свои учебные группы так, чтобы они были достаточно разнообразны, но и обладали примерно одним уровнем подготовки. Разбейте преподавание предмета на разные курсы по степени сложности.

Вести занятия могут разные преподаватели на протяжение одного и того же курса изучения предмета, что позволит наиболее глубоко и профессионально преподнести материал. Учащиеся, которые по уважительным причинам не смогли присутствовать на онлайн занятии, могут просмотреть или прослушать его запись. Так же в записи можно получать на проверку домашние задания или проверочные работы. Можно задействовать в этой системе группы в социальных сетях или мессенджеры.

Преподавание онлайн распространяется все шире, методы и приемы его совершенствуются, поэтому включайтесь в эту систему преподавание, идите в ногу со временем. Будущее за СДО!