Система образования Татарстана требует пересмотра

Образование >> 04.07.2015
Система образования Татарстана требует пересмотра

В настоящий момент в Татарстане сложилась такая ситуация, когда выпускники вузов не могут устроиться на работу. Частично по причине сокращений на предприятиях и организациях, частично по причине того, что выпускники имеют дипломы по невостребованным в регионе специальностям. В связи с этим министерство образования было вынуждено пойти на принятие срочных мер по трансформации программы образования.

Если в Казани количество вузов, и широта предлагаемых специальностей дает возможность выбрать выпускникам школ интересующую профессию, то в вузах небольших городов такой возможности нет. В частности, в вузах Нижнекамска и Набережных Челнов сделали акцент на специальности, которые будут востребованы именно в данном конкретном регионе. Благодаря тому, что в этих городах открыты ресурсные центры, пришлось перетасовать некоторые специальности. Их полностью убрали из учебных заведений, чтобы сконцентрироваться на профильной подготовке.

Несмотря на то, что некоторые предприятия нуждаются в определенных специалистах, по окончанию вуза студентам в трудоустройстве не помогают, а это значит, что если человек закончил вуз с целью устроиться на работу, например, в "Нижнекамскнефтехим", не факт, что его туда возьмут, а значит, придется уезжать из региона или работать по специальности, которая никакого отношения к диплому не имеет.

Большой проблемой на сегодняшний день является подготовка специалистов сельского хозяйства. Сюда предпочитают брать ребят из сельской местности, в надежде на то, что после окончания вуза, они, как молодые специалисты, вернутся домой и будут поднимать сельское хозяйство своего района. Как правило, около 65% обучающихся в аграрных вузах – это сельские жители. Но многие студенты после получения диплома возвращаться в село не хотят, так как прекрасно понимают, что там возможностей будет гораздо меньше, чем в городе, даже несмотря на то, что правительство республики ведет активную работу по благоустройству села (строит клубы, дает возможность получить льготное жилье и мн. др.).

Сейчас выпускники школ, не определившиеся с тем, кем хотят стать, подходят к вопросу выбора профессии практично. Они выбирают самые востребованные специальности - компьютерные, автомобильные и строительные. Некоторые выбирают необычную специальность - "сервис домашнего и коммунального хозяйства", которая готовит работников для сферы ЖКХ. Потребность в них в настоящий момент велика, так как специалисты с профильным образованием этого типа большая редкость, поэтому в управляющих компаниях работает кто угодно, но не специалисты в этой области.

В последнее время востребованными становятся специалисты по ландшафтному дизайну и проектированию. Нехватку таких кадров Татарстан ощутил, когда 2015 год был объявлен Годом парков и скверов. Требовались новые идеи, готовые проекты обустройства зеленых зон города, но специалистов в этой области не оказалось. Пришлось даже рассматривать студенческие проекты.

В министерстве образования долго решали, как можно оптимизировать процесс взаимодействия работодателей и вузов. При советской системе выпускники после получения дипломов получали направление на работу и были обязаны отработать по месту назначения несколько лет. Сейчас такой вариант не рассматривался. Было решено наладить тесное взаимодействие между потенциальными работодателями и учебными заведениями. В связи с этим предприятия и организации должны формировать госзаказ на специалистов, которые в данный момент востребованы, а вузы обязаны обеспечить подготовку этих специалистов. Для развития среднего профессионального образования уже начали создаваться ресурсные центры на базе предприятий. Пока они открыты на базе автотранспортного техникума, строительного колледжа, также рассматриваются варианты в сфере торговли и гостиничного бизнеса.

Что касается среднего образования, то здесь тоже есть много вопросов, в том числе и о его уровне. По последним результатам ЕГЭ Казань оказалась не на первом месте в республике, а только на третьем после Набережных Челнов и Бугульмы. В связи с этим даже было внесено предложение о том, чтобы перевести всю систему школьного образования на модель этих двух городов путем сокращения числа средних школ и перевода всех отстающих в основные. В условиях крупного города, сделать это практически невозможно, так как закрывая одни школы, придется увеличить количество учеников в других, а это приведет к тому, что детям придется учиться в три смены. В настоящий момент в Казани школ и так не хватает, и в 2016 году запланировано построить 5 новых на 7 тыс. мест.

Что сегодня делается в Татарстане для развития профильного образования? Планируется ввести государственные профессиональные и образовательные стандарты образования, развивать вариативные формы школьного и дошкольного образования, центры инженерного образования и школы по технологическим направлениям. Также к началу учебного года собираются создать ресурсные центры с помощью объединения производственных комбинатов. Некоторые из них будут расширяться, а их статусы – пересматриваться. Все эти мероприятия уже заложены в программу развития образования и потребуют 24 млрд рублей.

Автор: freestate




  • Добавить комментарий:
  • Facebook
  • Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:


.