Проблемы двуязычия в образовании Татарстана: миф или реальность?

Образование >> 13.07.2015
Проблемы двуязычия в образовании Татарстана: миф или реальность?

На протяжении последних лет ведутся ожесточенные споры о том, есть ли в Татарстане проблема двуязычия или это происки врагов.

Вопросов по этой тематике гораздо больше, чем ответов. Почему двуязычие на деле превращается в пропаганду одного языка? Кто во всем этом виноват и как наладить обучение татар их родному языку?

Сейчас в Татарстане продолжается реализация политики двуязычия. Правительство озабочено вопросом замены состава комиссии, отвечающей за выполнение закона о государственных языках. В обязанности этой комиссии входит разработка предложений по языковому развитию, расширению сферы применения языков и анализу программ, уже находящихся в работе. Как показала практика, работа ведется неэффективно, так как популярность татарского языка минимальная, а желающих его изучать городских жителей становится с каждым годом все меньше.

Республика стала двуязычной 23 года назад, когда был принят закон, закрепляющий татарский язык в статусе государственного. Три года назад Госсоветом был принят закон, регламентирующий использование татарского языка как государственного в РТ. Согласно закону население имеет право получать образование на татарском и русском языках, документация ведется на татарском и т.д.

Но наличие действующего закона не избавляет от проблем. Языковая политика становится причиной острых споров. Подливают масло в огонь и политики, чьи резкие выпады по поводу двуязычия стали причиной разделения населения на два лагеря, "за" и "против". Например, известный своими эпатажными выходками В. Жириновский рассказывал о том, что учить региональный язык необязательно. Он недоумевал, по какому праву русских, которые живут в разных республиках, заставляют учить чуждый им язык? Насильственное принуждение может привести только к неприятию. Особенно это касается школьников, которые приехали в республику всего на несколько лет, пока их родители работают там по контракту.

Р. Минниханов еще 3 года назад, во время принятия закона, обозначил позицию руководства относительного двуязычия. Все вопросы национальной политики затрагивают принципиальные моменты, не подлежащие пересмотру. Это относится к государственному двуязычию и обязательному изучению двух языков.

В настоящий момент на территории республики проживает 170 народностей, среди которых 40% русских и 53% - татар. В школах и вузах 12% русскоязычных учеников свободно говорят на татарском, около 20% делают это с трудом, 34% не владеют татарским.

В настоящий момент нужно решить проблему, связанную с инфраструктурой изучения, потому что в Татарстане нет даже простейших самоучителей, онлайн-курсов, компьютерных словарей и художественной литературы на татарском языке.

О популяризации татарского языка пока никто не говорит, несмотря на то, что он сейчас непопулярен, а многие даже считают, что не нужен. Здесь работает обычный принцип: есть предложение - появится спрос. Необходимо для начала создать какие-то базовые вещи, на которые можно будет опираться в дальнейшей работе, и только потом привлекать к этому людей.

Популяризировать язык нужно не за счет увеличения количества часов его изучения (это только отталкивает людей от изучения предмета). Нужно сделать так, чтобы стало интересно его изучать, а для этого необходимы какие-то ненавязчивые рычаги, которые подтолкнут людей к изучению татарского языка.

Сейчас в совершенстве его знают только жители деревень, которые живут в семьях, где говорят на татарском. Чтобы люди говорили на нем, нужно чтобы они рождались в семьях, где с ними с детства будут общаться именно на этом языке. В крупных городах таких семей осталось очень мало.

Для наглядности можно привести такой пример: из двух братьев, татарским языком лучше владеет не тот, кто его изучал в течение одиннадцати лет, а тот, кто влюбился в татарскую девушку, увлекся языком, историей и культурой ее родины.

Министерство образования категорически отрицает проблему русского языка в школах, хотя ее признали даже социологи Академии наук. Количество уроков вызывает нарекание у всех участников процесса обучения. Большинство родителей старшеклассников склоняются к мнению, что татарский язык изучать нужно факультативно. Они полагают, что русскому языку времени уделяется слишком мало. Многие ученики с ними соглашаются, так как в современном мире в жизни им больше понадобится английский и русский языки, но не татарский.

Депутат парламента И. Аминов обозвал родителей учеников, требующих увеличить количество часов изучения русского языка, “узколобыми фашистами”, причем его совершенно не смутил тот факт, что с родителями согласны ученые Академии наук республики.

Если татарские социологи признали катастрофическую ситуацию, то не понятно, почему Министерство образования республики в упор не хочет ее замечать. Одна вещь сейчас очевидна для всех, кто связан со школой - русский язык в школах Татарстана преподается в меньшем объеме, чем в остальных регионах страны. От этого страдает грамотность, а результаты экзаменов не дают претендовать на места в вузах.

Националисты Татарстана в правительстве республики добились того, что в школах вместо положенных 1200 часов русского языка осталось всего 700, а 500 отдали для изучения татарского языка.

Автор: freestate




  • Добавить комментарий:
  • Facebook
  • Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:


.