Проблемы развития туризма в Татарстане

Туризм >> 11.07.2015
Проблемы развития туризма в Татарстане

В настоящий момент в России ведется активная работа по привлечению иностранных туристов и развитию внутреннего туризма. И, несмотря на то, что каждый город старается представить себя с лучшей стороны, пока это больше удается двум из них – Сочи и Казани.

Главное, чего не хватает республике – стать узнаваемым брендом на мировом туристическом рынке, так как сейчас при слове "Татарстан", многие представляют, где это приблизительно находится, но не отличают его от Казахстана или Туркменистана. Причина - республика мало занимается своим информационным продвижением, недостаточно позиционирует исторические, природные и архитектурные достоинства края.

Кабинет министров Татарстана принял стратегию развития туризма до 2020 года, целью которой является повышение конкурентоспособности республики на российском и международном рынках за счет эффективного развития инфраструктуры, природного потенциала и культурно-исторической составляющей.

Масштабность этого проекта впечатляет, так как в бюджет заложена сумма около 1,8 млрд рублей, которая призвана увеличить въездной поток туристов до 3,3 млн человек в год.

Сейчас невооруженным взглядом можно увидеть причины, которые не дают туризму развиваться в полную силу. Это техническая изношенность авиапарка, речного флота, составов железной дороги и транспортная инфраструктура в целом.

Главная гордость Казани – это большое количество озер и рек, которые в настоящий момент не могут похвастаться развитой туристической инфраструктурой. Только в последние годы начинают строить турбазы для отдыха на природе, а еще 5 лет назад об этом никто не задумывался. Получается, что туристам хочется показать красивые пейзажи, организовать рыбалку или прогулку на яхте, но сделать это негде.

Большая часть судов, курсирующих по Волге, на плаву уже более 50 лет, и давно перестали соответствовать современным требованиям комфорта и безопасности. Речные суда строятся из расчета на эксплуатацию в течение 100 лет, поэтому их возраст еще не критический, и за неимением других, пользоваться приходится ими. Что из этого может получиться, все прекрасно знают, а наглядно можно увидеть в фильме "Волга-Волга". Для того чтобы суда оставались на плаву, требуются немалые средства, которые инвесторы не спешат вкладывать. У российских туристов речные круизы не пользуются большой популярностью, у иностранных тем более, поэтому многие бизнесмены не считают целесообразным тратить на это деньги.

Отдельного внимания заслуживает национальная татарская кухня. В республике сложилась парадоксальная ситуация, когда туристов хотят удивить чем-то оригинальным, местным, но блюда национальной кухни представлены всего в половине имеющихся заведений общепита, а в некоторых татарская страничка в меню вообще отсутствует. Но это еще полбеды. Вкладышей на английском языке в меню тоже нет, и иностранному туристу трудно что-то понять, а официанты ничего не могут ему подсказать, так как не владеют ни одним иностранным языком даже на базовом уровне.

Казань сейчас пиарится как спортивный и культурный центр. Иностранные туристы, приезжающие на различные мероприятия, способствуют распространению информации о городе далеко за пределами России, поэтому к любому международному событию город готовится по все направлениям: озеленение, ремонт дорог, строительство новых гостиниц, открытие новых маршрутов авиаперевозок и т.д. Также ведется работа с представителями СМИ, организуются пресс- и инфотуры. Даже первые лица республики, находясь за рубежом, стараются заявить о Татарстане и о Казани в частности, как это сделал недавно мэр Казани И. Метшин во время делового визита в Бразилию.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться, есть во всех сферах, связанных с туризмом. Это и недостаток отелей эконом класса, и недостаточный уровень подготовки кадров, и неравномерное распределение туристического потока в течение года. В частности, наблюдается приток туристов во время новогодних и майских праздников, во время проведения международных спортивных мероприятий, но в остальное время турпоток остается низким. Создается впечатление, что в остальное время Казань становится неинтересна, достопримечательности куда-то пропадают, а отели закрываются.

Сейчас уделяется большое внимание развитию туристической инфраструктуры в Болгаре и Свияжске. Эти два древних города особенно интересны иностранным туристам, но туристическая инфраструктура развита настолько слабо, что нет достаточно мест даже для того, чтобы остановиться на ночь. Только сейчас начали задумываться над строительством там новых отелей, ресторанов, парковок, а еще 5 лет назад желание остаться на несколько дней в окружении природы и древнего города, было несбыточной мечтой.

Австрийские эксперты из консалтинговой компании "Kohl & Partner", которых пригласили разработать рекомендации для продвижения Татарстана как бренда, недоумевали, почему главная природная достопримечательность Татарстана - Волга, не задействована в туризме. Даже как транспортная артерия она почти не эксплуатируется. За последние 25 лет волжское направление не пополнилось ни одним новым судном!

Также австрийцы отметили отличные природные ресурсы республики, которые могут восхитить любого жителя Востока. Но этим славится вся Россия, поэтому, чтобы привлечь людей эко-туризмом, нужно иметь некую "фишку", и пока в Татарстане ее не придумают, на туристов можно не рассчитывать.

Автор: freestate