Причины падения продаж автопрома республики Татарстан

Причины падения продаж автопрома республики Татарстан

За последние полтора года проблемы в автопроме затронули все без исключения предприятия отрасли. И сейчас автоконцерны подсчитывают свои потери от снижения уровня продаж автомобилей и уменьшения заказов.

Ассоциация европейского бизнеса подсчитала, что потери рынка страны, только за первое полугодие 2015 года, составили 38% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В связи с этим особенно пострадали Набережные Челны, которые традиционно считаются центром автопрома Татарстана. В городе более половины трудоспособных жителей работают на предприятиях автомобильной промышленности, но сейчас они вынуждены простаивать из-за отсутствия заказов и должного финансирования.

Крупным предприятиям всегда тяжелее справиться со своими проблемами, чем мелким, хотя бы за счет объемов. Здесь работает принцип, "чем больше шкаф, тем громче он падает".

Вопреки тому, что "Камаз" всегда считался лидером на рынке грузовиков, сейчас его лидерство оказалось в прошлом. Если раньше на его долю приходилось порядка 54% заказов от всего российского производства, то теперь оно не дотягивает до четверти. Объемы продаж резко упали, а значит, завод недополучил прибыль. За 2013 год "Камаз" смог получить прибыль порядка 4 млрд рублей, за 2014 - 211 млн рублей, в 2015 году речи о прибыли не идет вообще. Руководство компании считает, что причин для паники пока нет, так как вступает в действие программа господдержки автопрома, которая предусматривает льготы по кредитам. Кроме того, есть предпосылки того, что во втором полугодии появятся новые заказы, и предприятие вновь начнет работать в полную силу. Но по предварительным прогнозам второе полугодие будет всего лишь удачнее первого, а выйти на прошлогодний уровень ему вряд ли удастся.

Благодаря тому, что банки начали постепенное снижение кредитных процентных ставок, у частных и юридических лиц появится возможность взять автомобили в кредит. Существенно этот факт на продажи автомобилей не повлияет, но сможет замедлить снижение продаж на ближайшие месяцы. Тем не менее, сами банкиры прогнозируют падение спроса на новые авто в будущем, так как даже несмотря на понижение процентной ставки по автокредитованию, благосостояние людей все равно падает, а это значит, будет потребность в кредитовании подержанных автомобилей или недорогих отечественных машин.

Сейчас падение спроса на автомобили связно еще и с тем, что лето считается традиционным временем застоя, когда покупкой машин, особенно легковых, никто не занимается даже в хорошие, с точки зрения экономики, времена.

Но даже кризис в автопроме не стал причиной пробуксовки в работе на некоторых предприятиях. В частности, на заводе "Ford Sollers" быстро сориентировались в ситуации и начали выпускать новую модель, рассчитанную на кошелек российского покупателя. Такая возможность возникла в первую очередь по причине того, что предприятие полностью не зависит от импортных комплектующих. Новую модель собирают из комплектующих местного производства, а с 2016 года в автомобиле Ford Fiesta будут использоваться елабужские двигательные установки, которые полностью вытеснят используемые сейчас аналоги из Великобритании. О востребованности среди покупателей нового автомобиля говорить пока рано, так как его продажи стартовали буквально месяц назад, но уже один тот факт, что "Ford Sollers" работает в полную силу, говорит о том, что автопром Татарстана скорее жив, чем мертв.

Проблема простоя некоторых предприятий автопрома объясняется многими причинами, и одной из них является отсутствие в регионе инжинирингового центра и центра сертификации автокомпонентов. Именно по причине их отсутствия заводы теряют клиентуру, что для многих может закончиться банкротством. Инжиниринговый центр дал бы возможность разрабатывать конструкторскую документацию, программное обеспечение и технологическую оснастку. Грубо говоря, без него готовые автомобили не могут быстро поставляться на рынок. Процесс продвижения готового товара к заказчику сейчас занимает довольно длительное время. Иногда на это уходит целый год. Клиентам это невыгодно со всех точек зрения, и даже привлекательные цены на автомобили здесь не являются решающим фактором.

Заказчики хотят получать товар быстро и без всевозможных проволочек, поэтому предпочитают делать заказы на тех предприятиях, где этот процесс максимально ускорен. В частности, в Китае. Возможно, китайские автомобили не лучшие в мире, но заказчик может их получить уже через месяц после выпуска. Таким образом, автопром Татарстана остается без заказчиков, а значит, без прибыли.
Сейчас инжиниринговые центры есть в соседних областях – Ростовской и Самарской, поэтому и заказчиков у местных предприятий в два раза больше, чем у заводов Набережных Челнов.

Автопром республики сейчас полностью зависит от двух факторов: возможности льготного кредитования и поддержки государства. Если льготное кредитование сейчас стало доступным, то финансирование со стороны государства носит периодический характер. Денег на развитие производства не хватает.

В настоящий момент спрос на новые автомобили снизился на 14%, но даже при этом Татарстан смог войти в "Топ-10" по количеству их покупок. Всего в первом полугодии 2015 года было продано 76,9 тыс. автомобилей.

Автор: freestate