Малый и средний бизнес – локомотив экономики? Но не в Татарстане!

Ростом сегмента малого и среднего бизнеса в экономической структуре Татарстана власти республики озабочены не первый год. В этом они не одиноки. Похожая ситуация складывается по всей стране. Эффективность деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП), в целом по РФ, значительно ниже аналогичной в развитых странах. Между тем, именно развитие МСП помогает в создании благоприятствующих условий для оздоровления финансово-экономической жизни страны.
Малый бизнес помогает развить конкурентную среду, организует дополнительные рабочие места, быстрее перестраивается в кризисных условиях, расширяя потребительский рынок. В европейских государствах именно мелкий предприниматель насыщает рынки потребительских товаров и услуг, наглядный пример - бизнес в Дубае. Большинство этих стран имеют долю малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в размере не меньше половины, а то и значительно выше (до 70%). Татарстану ещё очень далеко до таких показателей деятельности МСП.
Напомним, что согласно Федеральному закону от "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2008, к категории субъектов МСП относят тех, кто соответствуют следующим условиям:
- Имеют численность наёмных работников:
- до ста человек – малые;
- до двухсот – средние.
- Имеют выручку от реализации на уровне не выше пределов, установленных российским правительством для данной категории МСП.
Правительством Татарстана предпринимается комплекс мер, направленных на стимулирование, поддержку малого бизнеса. За прошлый год в полтора раза выросло количество муниципальных промышленных площадок, на которых была произведена продукция на 9,7 миллиарда рублей.
В рамках повышения доступности финансовых и других ресурсов в Татарстане действуют следующие программы:
- ) кредиты на льготных условиях малым и средним предпринимателям от Федеральной корпорации развития малого бизнеса;
- ) микрозаймы и поручительства от Фонда финансовой поддержки Татарстана;
- ) поручительства Гарантийного фонда Татарстана (кредиты малому бизнесу);
- ) гарантии Федерального Агентства кредитных гарантий малому бизнесу;
- ) лизинг оборудования и субсидирование затрат малому бизнесу;
- ) поддержка начинающих фермеров;
- ) поддержка семейных ферм, занятых в животноводстве;
- ) программа приобретения оборудования и техники (40 на 60);
- ) субсидии на лизинг техники и оборудования (для фермеров);
- ) субсидированные займы в банках;
- ) развитие ремесел, народного художественного промысла и сельского туризма;
- ) субсидирование отдельных отраслей животноводства и растениеводства.
По данным Вадима Хоменко, вице-президента Академии наук Татарстана, занимающегося вопросами развития малого бизнеса, предприниматели считают самыми основными проблемами, сдерживающими рост бизнеса в текущем году такие:
- тяжёлое налоговое бремя (около 41%);
- недоступность заёмных средств и других источников финансирования (около 38%);
- административные барьеры, коррумпированность, криминал (почти 23%).
Ряд шагов на федеральном уровне было сделано в плане облегчения налогового бремени («налоговые каникулы» и пр.). Однако все предпринятые меры больше касаются вновь созданных предприятий и не влияют на уже существующие. Так что, заявленным целям увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВРП Республики Татарстан к 2020 году до 50%, вряд ли суждено сбыться.