Малый и средний бизнес – локомотив экономики? Но не в Татарстане!

Бизнес >> 31.07.2015
Малый и средний бизнес – локомотив экономики? Но не в Татарстане!

Ростом сегмента малого и среднего бизнеса в экономической структуре Татарстана власти республики озабочены не первый год. В этом они не одиноки. Похожая ситуация складывается по всей стране. Эффективность деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП), в целом по РФ, значительно ниже аналогичной в развитых странах. Между тем, именно развитие МСП помогает в создании благоприятствующих условий для оздоровления финансово-экономической жизни страны.

Малый бизнес помогает развить конкурентную среду, организует дополнительные рабочие места, быстрее перестраивается в кризисных условиях, расширяя потребительский рынок. В европейских государствах именно мелкий предприниматель насыщает рынки потребительских товаров и услуг, наглядный пример - бизнес в Дубае. Большинство этих стран имеют долю малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в размере не меньше половины, а то и значительно выше (до 70%). Татарстану ещё очень далеко до таких показателей деятельности МСП.

Напомним, что согласно Федеральному закону от "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2008, к категории субъектов МСП относят тех, кто соответствуют следующим условиям:

  1. Имеют численность наёмных работников:

    • до ста человек – малые;

    • до двухсот – средние.

  2. Имеют выручку от реализации на уровне не выше пределов, установленных российским правительством для данной категории МСП.
По данным на начало текущего года в Республике Татарстан зарегистрировано около 140 тыс. субъектов МСП. Занятость населения в сегменте МСП – 480 тыс. человек. Ещё десять лет назад цифры были значительно меньшими. Так, занятых в сфере МСП в 2005 году насчитывалось около 133 тысяч человек. Активное развитие этого важного сектора продолжалось только по 2009-2010 год. На темпы развития не мог не оказать влияние кризис 2008 года и в последние пять лет доля занятых в МСП практически не меняется. За прошлый год в РТ малым и средним бизнесом сформировано около четверти валового регионального продукта (ВРП). Этот показатель практически неизменный с 2010 года. Справедливости ради отметим, что по российским меркам, их вклад в ВРП Татарстана выглядит достойно. Есть только один существенный фактор, вызывающий тревогу у специалистов по макроэкономике – это полное торможение процессов развития в последние годы.

Правительством Татарстана предпринимается комплекс мер, направленных на стимулирование, поддержку малого бизнеса. За прошлый год в полтора раза выросло количество муниципальных промышленных площадок, на которых была произведена продукция на 9,7 миллиарда рублей.

В рамках повышения доступности финансовых и других ресурсов в Татарстане действуют следующие программы:
  1. ) кредиты на льготных условиях малым и средним предпринимателям от Федеральной корпорации развития малого бизнеса;

  2. ) микрозаймы и поручительства от Фонда финансовой поддержки Татарстана;

  3. ) поручительства Гарантийного фонда Татарстана (кредиты малому бизнесу);

  4. ) гарантии Федерального Агентства кредитных гарантий малому бизнесу;

  5. ) лизинг оборудования и субсидирование затрат малому бизнесу;

  6. ) поддержка начинающих фермеров;

  7. ) поддержка семейных ферм, занятых в животноводстве;

  8. ) программа приобретения оборудования и техники (40 на 60);

  9. ) субсидии на лизинг техники и оборудования (для фермеров);

  10. ) субсидированные займы в банках;

  11. ) развитие ремесел, народного художественного промысла и сельского туризма;

  12. ) субсидирование отдельных отраслей животноводства и растениеводства.
Существует ещё ряд программ, доступных малому бизнесу, имеющих направленность на стимуляцию развития отдельных промышленных отраслей и импортозамещения. Однако такое разнообразие не оказывает большого влияния на сегмент МСП. Одной из причин является недостаточная информированность бизнесменов о таких мерах поддержки.

По данным Вадима Хоменко, вице-президента Академии наук Татарстана, занимающегося вопросами развития малого бизнеса, предприниматели считают самыми основными проблемами, сдерживающими рост бизнеса в текущем году такие:
  • тяжёлое налоговое бремя (около 41%);

  • недоступность заёмных средств и других источников финансирования (около 38%);

  • административные барьеры, коррумпированность, криминал (почти 23%).
Из того же источника известно, что, к примеру, в государственных закупках принимают участие не более 5% предприятий, относящихся к МСП (чаще 2-3%). Это очень нездоровая тенденция, свидетельствующая о перекрытии возможностей малому бизнесу поучаствовать в государственных контрактах. Между тем, стабильность доступа малого предпринимательства к госзакупкам называется одной из самых актуальных форм поддержки государством данного сектора экономики, наряду с удешевлением заёмных средств. Добиться нормализации отношений в данной сфере можно увеличением открытости, прозрачностью всей процедуры госзакупок.

Ряд шагов на федеральном уровне было сделано в плане облегчения налогового бремени («налоговые каникулы» и пр.). Однако все предпринятые меры больше касаются вновь созданных предприятий и не влияют на уже существующие. Так что, заявленным целям увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВРП Республики Татарстан к 2020 году до 50%, вряд ли суждено сбыться.

Автор: Ирина Авдеева