Набережные Челны: экология в центре автопрома

Экология >> 15.07.2015
Набережные Челны: экология в центре автопрома

Набережные Челны считаются одним из самых загрязненных городов Татарстана. Учитывая, что практически весь автопром республики сосредоточен именно в этом городе, вопрос экологии здесь всегда стоял особенно остро.

Главную нагрузку экология испытывает из-за "Камаза". Этот завод гигантских размеров, а также ежегодное увеличение количества автомобилей в городе влияют на загрязненность воздуха в первую очередь.

Власти города пытаются всеми способами решить проблему перенасыщения Челнов продукцией автопрома, вплоть до поднятия уровня Нижнекамского водохранилища. Они надеются, что благодаря этому, а также за счет обустройства береговой линии, парковых зон и водных ресурсов, можно улучшить экологическую ситуацию. Но проблема в том, что это требует больших материальных затрат, что в условиях кризиса – задача невыполнимая.

В 2014 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили около 60 тыс. тонн, при этом почти 80 % из них - выбросы от транспорта. В частности на 524 тыс. населения города приходится 180 тыс. машин, и чем больше их становится, тем объем выбросов увеличивается. Особое опасение у экологов вызывает содержание в атмосфере диоксида азота, угарного газа и фенола, которое за последние несколько лет стало критическим.

В связи с этим в городе решили бороться с машинами, причем со всеми их видами. В частности, в процессе реорганизации находится система городского транспорта. Автобусы и маршрутки собираются заменить менее вредными трамваями, что позволит сократить выбросы на 4,5 тыс. тонн в год. Кроме того, автобусный парк хотят перевести на метан, для чего уже закупили две сотни новых машин. Чем больше в городе будет автомобилей, работающих на газомоторном топливе, тем лучше это скажется на окружающей среде и здоровье людей. Снизить выбросы на предприятиях - проект более затратный, поэтому пока власти города идут по пути наименьшего сопротивления и меньших финансовых затрат.

За последние годы Набережные Челны разрастаются впечатляющими темпами. С одной стороны, это радует, так как появляются новые рабочие места, у людей есть возможность получать достойную зарплату. С другой стороны, не понятно, как такое мощное развитие промышленности можно увязать с экологией? Открытие любого предприятия или расширение производства оказывает негативное влияние на экологию априори. Сейчас даже страшно подумать, во что бы превратился город, если бы здесь построили еще и предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, как это задумывалось несколько десятков лет назад.

Развитие и расширение производства может осуществляться только на определенных условиях, с применением новых модернизированных систем, чья работа сводится к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Два года назад только "Камаз" потратил 2 млрд рублей на производство экологически чистых двигателей, а всего на развитие экологической программы "Камаз" выделил 16,5 млрд рублей.

Несмотря на непростую экологическую обстановку в городе, статистика утверждает, что дела обстоят не так уж плохо. В частности, раньше стационарные источники выбрасывали в год 80 тыс. тонн загрязняющих веществ, теперь эта цифра составляет всего 14 тыс. тонн. Возможно, это частично связано с тем, что на "Камазе" в 1993 году произошел сильный пожар, который стал причиной необходимости модернизации предприятия, закупки оборудования, с учетом инноваций в области экологии.

Передовые технологии хоть и позволяют частично ограничить вредное воздействие на окружающую среду, но этим проблема полностью не решается. Сейчас остро стоит вопрос об определении границ предприятий, которые должны находиться на определенном расстоянии от жилых домов. Уже несколько лет этот вопрос никак не могут решить. Все может закончиться тем, что жилые дома построят, а потом определят, что они находятся в зоне риска, и жить в них будет нельзя. В цивилизованных странах так не делается. Например, во Франции, перед тем как приступить к строительству предприятия, беседуют с жителями близлежащих районов, объясняя им все выгоды и риски от такого соседства. Люди знают, насколько это опасно или не опасно.

Чтобы понять уровень загрязнения окружающей среды в городе достаточно обратиться к цифрам. На одного жителя Набережных Челнов в год приходится 30 кг выбросов!

Люди всегда должны быть в курсе, какие выбросы воздействуют именно на них. Это не значит, что их нужно выселять с насиженных мест. Можно решить вопрос озеленением улиц, предоставлением каких-то льгот и т.д. Только вряд ли людей это сможет уберечь от желания уехать. Несмотря на то, что власти города в последнее время стали много внимания уделять озеленению, в полной мере экологическую обстановку оно не улучшит. Каждый человек хочет, чтобы его дети росли в благоприятной окружающей среде, и Набережные Челны такой средой похвастаться не могут. Но самое интересное, что при этом средняя продолжительность жизни в Челнах – 74 года, в еще более загрязненном Нижнекамске – 71 год. По сравнению со странами Западной Европы, где люди живут 80 – 85 лет, это, конечно, мало, но по сравнению с благополучной Казанью, где средняя продолжительность жизни 73 года, разницы почти нет.

Автор: freestate