Необходимость оптимизации грузоперевозок железнодорожным транспортом

Экономика >> 28.10.2015
Необходимость оптимизации грузоперевозок железнодорожным транспортом

Экономический кризис в стране повлиял на все сферы. В новых условиях, чтобы остаться на плаву, предприятия, организации и целые отрасли ищут возможности выхода из сложившейся ситуации малой кровью, пытаются внедрить новые технологии, разработать новые правила, которые хоть как-то смогут нормализовать ситуацию. Рынок железнодорожных грузовых перевозок также не остался в стороне, а специалисты в этой области решили, что сейчас настал наиболее благоприятный момент для того чтобы сформировать долгосрочные четкие правила дальнейшей работы системы. Все они должны коснуться выработки единой позиции для сохранения стабильной работы грузового железнодорожного транспорта республики. Что касается малогабаритных грузоперевозок, таких как перевозка мебели, то на рынке достаточно много частных компаний, которые предоставляют такую услугу.

Особое внимание следует уделить транспортной логистике, так как этому направлению стали уделять должное внимание только последние пять лет. В последнее время, особенно после того как страна вязала курс на импортозамещение, в регионе увеличились объемы производства отечественных товаров. Это не могло не сказаться на увеличении транспортных нагрузок на основные автомобильные трассы Татарстана. В частности, только на одну международную магистраль М 7 приходится такая нагрузка, что обычная авария на дороге может привести к остановке потока транспортных средств и задержке грузов в дороге на многие часы. Эта трасса сегодня не способна справиться с потоком легкового и грузового транспорта, который через нее проходит, а значит, периодически разные ее участки будут выходить из строя чаще, чем это предполагалось при ее проектировании. Именно поэтому разгрузить автомагистрали должны железные дороги. Кроме того, это выгодно с экономической точки зрения, так как избавляет от простоев, задержек и нарушения сроков поставки грузов из одного пункта в другой.

С помощью гибкой системы тарифов можно будет существенно увеличить грузоперевозки по железной дороге, тем самым разгружая автомобильные трассы для легкового транспорта.

Особое внимание планируется уделить Камской зоне, где сосредоточена основная часть грузопотока региона. Также проблемным считается территория Казани, через которую проходит весь грузовой и пассажирский поток Татарстана. Нагрузка на железнодорожный узел Казани получается колоссальная, но не оправдывающая себя. Многие грузовые составы вынуждены ехать через Казань только потому, что нет других путей. Благодаря этому перегружается транспортная система города в целом. Построив железнодорожную линию в обход города, можно будет решить вопрос не только прохождения грузовых составов, но и обеспечить жителям Казани доступ к Волге, который в районе железнодорожного вокзала в настоящий момент полностью закрыт.

Сейчас многие железнодорожные структуры принадлежат частным предприятиям, чья работа должна была усовершенствовать работу транспортной железнодорожной сети. На самом деле это обернулось проблемами. В частности, не только по Татарстану, но и по другим областям, курсируют товарные составы либо наполовину, либо полностью пустые. Это приводит к тому, что на станциях значительно увеличивается время на сортировку подвижных составов, чтобы распределить их между собственниками. При этом некоторые грузовые компании испытывают дефицит грузовых вагонов и цистерн, а значит, их грузы простаивают.

В Татарстане не стали ждать, когда РЖД поднимет тарифы на порожний прогон пустых цистерн. Владельцы старых вагонов и цистерн стали списывать с баланса устаревшие модели, так как ожидается не только увеличение тарифов за порожний пробег в 1,5 раза, но и установка нового тарифа за ремонт старых составов.

Отношения между перевозчиками, отправителям грузов и владельцами транспортных инфраструктур должны быть налажены в конструктивном диалоге, который поможет оптимизировать работу всей системы, исключить простои, уменьшить сроки доставки и существенно сократить затраты на перевозку.

Железнодорожные грузовые перевозки требуют больших инвестиций, и федерация пока не в состоянии их обеспечить. Это существенно влияет на развитие партнерских отношений с дальними регионами страны и с зарубежными заказчиками, так как от длительности перевозки зависит, дойдет ли товар до заказчика вовремя или нет.

Сейчас грузовые перевозки железнодорожным транспортом имеют для республики огромное значение, так как именно благодаря им каждый год перевозят около 15 млн тонн всевозможных грузов. С каждым годом эти объемы растут, так как производство развивается, расширяется, а значит, требуются новые пути транспортировки готовой продукции. Особенно эта касается Камского кластера, Набережных Челнов и Казани.

В настоящий момент необходимо решить несколько первостепенных задач, и одна из них - снять загрузку Казани грузовым железнодорожным транспортом. Если учесть, что в ближайшем будущем за пределы города собираются вывезти все крупные промышленные предприятия, то имеет смысл и транспортный грузовой узел перенести за пределы Казани, а вдоль предприятий построить новую железнодорожную ветку, которая будет обслуживать только грузовой железнодорожный транспорт. Этот проект уже рассматривался специалистами, и его необходимость не взывает сомнений, но учитывая, что проект есть пока только на бумаге, без точных расчетов и взвешенного анализа, его реализации придется ждать еще долго.

Автор: freestate