Проблемы общественного транспорта в Казани

События >> 05.07.2015
Проблемы общественного транспорта в Казани

Казань не зря называют третьей столицей Российской Федерации. Столица Татарстана стремительно развивается с каждым годом. Городская агломерация вокруг Казани увеличила численность своего населения за последние полвека в два раза. Безусловно, такой рост количества жителей ставит новые задачи и вызовы перед властями в плане организации жизнедеятельности в городе. Одной из самых насущных проблем в Казани, как и в других российских крупных городах, является проблема транспорта.

Кроме роста численности населения, а в одной только Казани без учёта прилегающих к ней населённых пунктов в настоящее время проживает более 1,2 миллиона человек, наблюдается и рост автопарка личных автомобилей. По приблизительным подсчётам количество личных автомобилей в городе в 2015 году превысило 300 тысяч. Обилие легковых автомашин на улицах города, который не рассчитан на такой поток, создаёт высокую нагрузку на центральные районы города и является причиной пробок, заторов и аварий. Такое положение дел является решающим фактором снижения эффективности перевозки пассажиров. Для решения этой проблемы в краткосрочной перспективе нет другой альтернативы, кроме как активного развития перевозок с использованием общественного транспорта.

По состоянию на июль 2015 года в столице Татарстана ежедневно услугами общественного транспорта пользуются около 1,5 миллиона человек. Преобладающее количество граждан отдают предпочтение автобусам – по разным данным более 70%, на долю трамваев и троллейбусов приходится менее 20%. На метрополитен приходится менее 10% пассажиропотока. Небольшой удельный вес подземных перевозок объясняется небольшим количеством станций – всего одна линия и 10 станций, общая протяжённость путей – 15,8 километров. Открытие новых станций метро увеличит количество пассажиров, пользующихся подземкой и, соответственно, разгрузит улицы города от автомобилей. Но этот способ решения проблемы – один из самых затратных.

Преимущество, отдаваемое гражданами автобусным перевозкам, заставляет специалистов более пристально рассматривать потенциал такого вида передвижений в качестве альтернативы использованию личного автотранспорта. В Казани ежедневно на маршруты выходят 110 рейсовых автобуса, всего имеется 90 маршрутов общей протяжённостью порядка 2 тысяч километров. Увеличение парка автобусов и количества маршрутов, с одной стороны, довольно быстрый способ повысить удобство и эффективность перевозок, а также заинтересовать жителей Казани использовать общественный транспорт, отдавая предпочтение ему, а не личному автомобилю. С другой стороны, данный вид перевозок имеет ряд своих труднорешаемых проблем. По разным причинам, автобусные перевозки не являются высокорентабельным бизнесом. Это и льготы для пассажиров, и большое количество требований, которым должны соответствовать перевозки (одно из основных - безопасность). Всё это даёт существенный рост себестоимости перевозок.

Кризис в экономике явился ещё одним фактором повышения себестоимости перевозки. Выросли цены на топливо, горюче-смазочные материалы, запасные части импортного производства. Многие автотранспортные предприятия автобусы приобретали по договорам лизинга, соответственно, имеют и выросшие лизинговые платежи. Компенсировать рост расходов повышением тарифов автотранспортным предприятиям не дадут городские и республиканские власти. Рост тарифов должен быть обязательно согласован с ними. К тому же, рост цены на проезд может многих пассажиров оттолкнуть от пользования общественным транспортом. Выходом может стать дотирование со стороны государства части тарифа на перевозку. Такая практика существует в ряде российских городов. Можно отметить, что условием получения дотаций со стороны властей могут стать новые требования к перевозчикам. Из возможного - повышение комфортности перевозок, увеличение частоты рейсов, дополнительные льготные программы по перевозкам социально незащищённых граждан.

Автор: Ирина Авдеева